Почему ничего не слышно на стадионе — и как акустические решения меняют ситуацию

Вы ждёте начала матча. Трибуны полны, волнение нарастает, музыка стихает — и вдруг по стадиону разносится голос диктора. Но его речь будто растворяется в пространстве: отдельные слова расплываются, фразы накладываются друг на друга, и смысл сообщения становится неразличимым на фоне общего гула.

Звук многократно отражается от поверхностей — чёткость теряется, и всё сливается в общий гул. Вы прислушиваетесь, но смысл ускользает: то ли удаление, то ли замена — разобрать сложно.

Через минуту вы уже не вспоминаете об объявлении: матч продолжается, эмоции взяли верх. Но в памяти остаётся странное ощущение — будто пропустили что-то важное.

Знакомо? Такое случается даже на новейших аренах — и это не сбой техники и не случайность. Причина — в том, как устроен сам стадион: его форма, материалы, особенности конструкции и отсутствие акустической подготовки. Всё это превращает речь в набор размытых звуков, среди которых невозможно разобрать смысл.

Каждый, кто бывал на трибуне, сталкивался с этим эффектом: важное сообщение звучит, а понять его не удаётся

Частые проблемы, которые мы слышим на большинстве спортивных арен

На основе опыта аудитов и отзывов болельщиков мы собрали самые частые жалобы, которые слышим на российских аренах:

«Речь диктора не разобрать»

Гул и эхо заглушают голос. Звучит сразу несколько наложенных друг на друга отражённых сигналов, отдельные слова сливаются в неразборчивую “звуковую кашу”. Даже если аппаратура работает исправно, разобрать объявление сложно: речь становится смазанной.

Проблема возникает, когда оптимальное время реверберации (RT60) в чаше стадиона или арены не соответствует допустимым значениям, указанным в СП 415.1325800.2023 п. 6.4.

Если эти требования не соблюдены, даже хорошо спроектированная система озвучивания не способна обеспечить разборчивую речь — объявления просто пропадают в акустическом фоне.
Почему так происходит?
На многих закрытых аренах время реверберации на средних частотах (500–1000 Гц) превышает допустимые значения, особенно если:
  • кровля и стены выполнены из твёрдых отражающих материалов (бетон, металл, стекло);
  • отсутствуют специальные звукопоглощающие панели или отделочные материалы;
  • в конструкции преобладают крупные плоскопараллельные поверхности без рассеивающих элементов;
  • проект не учитывает требования по размещению и количеству акустических поглотителей в зрительных и вспомогательных зонах;
  • при проектировании не были учтены особенности распространения звука и геометрии конкретного зала.
Как это решают?
  • Акустическая отделка кровли — панели, которые поглощают часть отражённого звука и позволяют снизить время реверберации (RT60) до нормативных значений.
  • Акустическая отделка стен — специальные звукопоглощающие или рассеивающие материалы, которые препятствуют формированию сильных отражений и эха.
  • Распределённые громкоговорители — система, в которой звук доходит до каждого сектора равномерно, без необходимости «перекрикивать» весь стадион.
  • Зональная система озвучивания — отдельное управление звуком для разных зон и ярусов, с учётом особенностей их акустики.
Важно: никакая, даже самая продвинутая, система озвучивания (распределённая или зональная) не способна обеспечить качественный звук без предварительной акустической подготовки помещения. Только сочетание правильной архитектуры, материалов и грамотной настройки электроакустики позволяет добиться разборчивости речевого и музыкального материала.

«Сплошной гул — всё сливается»

Вместо музыки или голоса в зале слышен общий гул: всё кажется размазанным, отдельные источники теряются, речь и музыка сливаются, деталей не разобрать.

Главная причина — низкочастотные резонансы, которые особенно выражены в архитектуре спортивных арен.
Почему так происходит?
Бетонные и металлические конструкции концентрируют и усиливают низкие частоты (60–200 Гц), превращая арену в гигантский резонатор. Звук отражается по замкнутым траекториям, образуются так называемые стоячие волны — в одних местах определённые частоты усиливаются, а в других — ослабевают. Особенно сильно басы скапливаются в углах и под балконами, где низкие частоты накладываются и полностью заглушают остальные звуки.

Средние частоты частично поглощаются отделочными материалами и зрителями, но при их недостатке отражаются от стен и кровли. Это создаёт множество отражений, а между параллельными поверхностями возникает “порхающее эхо” — слышимый дребезг или характерные щелчки, так называемый “электрический призвук”. В результате речь становится менее разборчивой, а музыка — менее прозрачной.

Высокие частоты рассеиваются и затухают быстрее всего. При неправильном подборе акустических материалов, высокие частоты заглушаются и помещение становится “мёртвым”.

Всё это даёт эффект “акустической каши” — речь теряет разборчивость, а музыка становится мутной.
Как это решают?
«В спортивных залах рекомендуется предусматривать звукопоглощающие конструкции, в том числе для снижения интенсивности отражённого звука и достижения оптимальных акустических параметров помещения. На частотах ниже 250 Гц эффективность звукопоглощения особенно высока при размещении облицовки в углах и на верхних частях стен и потолка.»
СП 51.13330.2011, п. 10.4, 10.11
«Для минимизации низкочастотного гула и получения равномерного акустического поля рекомендуется использовать специальные инженерные решения — рассеивающие и звукопоглощающие элементы, а также оптимизировать форму и отделку ограждений. Анализ и коррекция формы поверхностей, а также выбор отделочных материалов позволяют устранить акустические дефекты и обеспечить акустический комфорт во всех зонах стадиона.»
СП 415.1325800.2023, п. 4.6, 6.8, Приложение Г
Справиться с этим можно только инженерными методами:
  • Бас-ловушки — специальные конструкции, поглощающие избыточный гул в нижнем диапазоне.
  • Рассеивающие элементы — специальные конструкции и панели, которые равномерно распределяют отражённые звуковые волны по всему объёму арены. Это помогает избежать накопления энергии в отдельных точках и устранить эхо.
  • Корректировка геометрии чаши — изменение наклонов, форм и пропорций стадиона с целью минимизировать зоны резонанса и снизить вероятность возникновения порхающего эха и “стоячих волн”. Грамотно спроектированная чаша способствует более равномерному распространению звука.

В уже построенном сооружении корректировка геометрии достигается за счёт установки дополнительных рассеивающих и звукопоглощающих элементов — панелей, модулей, подвесных конструкций. Такие решения позволяют «разбить» крупные отражающие поверхности и скорректировать акустику уже в существующем здании, не прибегая к капитальной перепланировке.

Даже если трибуны выглядят внушительно, они не должны звучать как огромный барабан. Только правильно реализованные акустические решения делают звук чистым и комфортным для всех болельщиков.

«Объявления слышно только в отдельных местах»

В одном ряду диктора слышно чётко, а стоит перейти в соседний — всё превращается в гул.

Такая ситуация типична для больших арен, где на стадии проекта не выполнялось акустическое моделирование. В результате не учитываются отражения и участки, где звук теряется из-за архитектуры — балконов, перегородок, остекления. В результате в одних местах возникает провал громкости и разборчивости, уровень звука резко падает, а речь становится неразборчивой.

В результате на арене появляются участки, где звук слышен с избытком, зоны с комфортным звучанием, и места, где практически ничего не слышно. Всё из-за сложного взаимодействия конструкций и материалов. Иногда достаточно сделать пару шагов в сторону — и вместо чёткой речи слышен только гул или эхо.
Почему так происходит?
Главная причина — неравномерное звуковое покрытие: система озвучивания и архитектурные решения не согласованы, а звукопоглощающие материалы не используются там, где это особенно важно. Проблему усугубляют вогнутые и плоскопараллельные поверхности, и некорректное размещение громкоговорителей. Только акустическое моделирование на этапе проекта и последующая проверка после ввода в эксплуатацию позволяют заранее обнаружить и устранить акустические дефекты, обеспечив равномерную слышимость по всей арене.
Как это решают?
После открытия арены важно провести акустические проверки прямо на объекте — так можно убедиться, что все зрители слышат объявления и музыку, и при необходимости сразу внести коррективы.

На профессиональных аренах сначала проводят акустическое моделирование: рассчитывают звуковое поле по всей площади, разрабатывают акустическую концепцию пространства, подбирают необходимые материалы для отделки, и оптимизируют расположение громкоговорителей.

Такой подход обеспечивает равномерное распределение звука и устраняет проблемы с неразборчивостью речи на всей арене.

Чек-лист:
«Проверьте качество звука на своей арене»

Плохая слышимость на стадионе — это не вопрос громкости. Чаще всего проблемы связаны с многократными отражениями звука и неравномерностью звукового давления.

Этот короткий чек-лист поможет вам быстро понять, есть ли смысл задуматься об архитектурной акустике объекта. Специальных измерительных инструментов не понадобится.
Выполните следующие шаги во время мероприятия:
1. Послушайте диктора перед матчем
  • Разборчиво ли звучит речь? Или теряются отдельные слова?
  • Кажется ли, что голос гулкий или расплывчатый?
2. Пройдите по разным секторам
  • Меняется ли громкость или качество звука?
  • Есть ли места, где слышно хуже, чем в других?
3. Оцените, как звучит музыка
  • Чисто ли звучит мелодия? Или всё сливается и трудно различить инструменты?
4. Обратите внимание на реакцию зрителей
  • Люди вслушиваются? Переспрашивают? Не реагируют на объявления? Это косвенные признаки плохой разборчивости.
5. Оцените звук на разных ярусах
  • Проверьте, не «давит» ли там громкость, не искажается ли речь

Если вы отметили хотя бы 2 из 5 пунктов — стоит задуматься о профессиональной акустической проверке.

Улучшение слышимости — это инвестиция в комфорт, безопасность и имидж вашей арены.

Не уверены, что ваш стадион звучит хорошо?

Проверка акустики спортивных сооружений проводится быстро, без остановки мероприятий и лишнего отвлечения персонала. Мы изучаем архитектуру арены, отделочные материалы, сравниваем проект с тем, что реализовано на объекте. Затем проводим ключевые измерения:
  • внутренний уровень шума;
  • время реверберации (RT60);
  • индекс разборчивости речи (STIPA).
Вы получаете экспертное заключение с результатами, рекомендациями по улучшению, и прогнозом ожидаемого эффекта. При необходимости готовим техническое задание для дальнейшего проектирования.

Важно: даже самая дорогая электроакустика без акустической подготовки — не зазвучит. Только комплексный подход — сочетание акустических решений и грамотной настройки системы озвучивания — даёт ощутимый результат.

Акустическая проверка даёт вам объективную картину и простые ответы:
  • где и почему возникают проблемы с разборчивостью и акустическим комфортом;
  • какие зоны требуют внимания в первую очередь;
  • какие шаги дадут эффект.

Вся информация остаётся строго внутри вашей команды.
Никаких публикаций или сторонних отчётов без вашего согласия.