Треугольник успеха в акустике спортивных площадок

Когда мы говорим о спортивно-зрелищных мероприятиях, чемпионом среди важных аспектов восприятия происходящего становится акустика. Иногда кажется, что звук — это просто «что-то, что мы слышим», но на самом деле он может существенно повлиять на атмосферу мероприятия. Давайте поговорим о трёх основных условиях, которые нужны для того, чтобы звук в этих залах звучал чисто и разборчиво.

1. Воздушный объём и форма зала

Воздушный объём зала и его форма играют ключевую роль в восприятии звука. Представьте себе, как звук распространяется в большом закрытом пространстве. Если зал большого объема (например стадион), звуковые волны могут накладываться друг на друга, создавая неприятную гулкость. Звук может «теряться», и зрители в задних рядах не услышат, что происходит на спортивной площадке. Если же зал напротив маленького объема, то за счет многократных отражений звука от всех поверхностей создается звонкое эхо, раздражающее слух.

Общий воздушный объём зала выбирается в соответствии с технологическими требованиями, в зависимости от вида спорта, для которого предназначена спортивная площадка. Несоответствие воздушного объёма зала технологической необходимости приведёт к росту времени реверберации и запаздыванию отражённого звука. Что в свою очередь приведет к ощутимым помехам в восприятии звука.

На этапе проектирования, с помощью правильного подбора формы зала, можно избежать массу неприятных акустических артефактов после строительства. Например, параллельные противоположные стены могут повлиять на возникновения эффекта порхающего эха в области верхних частот (от 500 до 2000 Гц). Этот фундаментальный диапазон отвечает за разборчивость речи, переотражения от параллельных стен способны окрасить речевой материал вплоть до его полного непонимания.

Оптимальная геометрическая форма зала, например, трапециевидная или овальная, помогает равномерно распределить звук по всему пространству. Так вы получите не только чёткое звучание, но и эффект присутствия, когда кажется, что вы находитесь прямо в центре событий.

2. Используемые материалы

Материалы, используемые в отделке залов спортивных площадок, в основном отражают, рассеивают или поглощают звук. Так отражение звука от плоско-параллельных бетонных стен могут создать гулкое и звонкое эхо. В то же время обивка стен пористыми материалами позволит поглотить часть звуковой энергии, избежать возникновения эха и сделать звучание зала более разборчивым.

Также стоит учитывать, что разные участки зала могут требовать различных акустических материалов. Вот почему в современных спортивно-зрелищных сооружениях часто комбинируют акустические панели, звукоизоляционные покрытия и другие специальные решения, чтобы создать идеальную звуковую атмосферу.

Неправильный подбор количества звукопоглощающих материалов и их места расположения способны привести к возникновению эффекта стоячих волн. Из-за этого в области низких частот (до 100 Гц) может возникнуть "гудение" помещения, а в области от 100 до 300 Гц "бубнение". Всё это приводит к некомфортному восприятию звукового материала.

3. Оптимальное время реверберации

Это, возможно, самое «завораживающее» понятие, связанное с акустикой, и один из основных критериев оценки акустического качества помещения. Реверберация – процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Проще говоря, это затухание звука после многократных отражений от стен, пола и потолка. Если реверберация слишком длинная, то слова могут слиться в одну кашу, а мелодия станет неразборчивой. Если слишком короткая — звук будет «плоским» и невыразительным.

Каждый объём зала всегда имеет своё оптимальное время реверберации, которое зависит от назначения спортивной площадки. К примеру, при объеме зала в 30 000 кубических метров и его назначения только в качестве тренировочной ледовой арены, оптимальное время реверберации приблизительно 2 секунды, если этот же зал планируется использовать как многофункциональный, то это значение составит около 1.7 секунды. Задача архитекторов и акустиков – найти тот оптимальный баланс, который обеспечит идеальное звучание для всех.

Заключение

Все эти ключевые факторы взаимосвязаны между собой и могут кардинально либо улучшить, либо испортить всю акустическую среду в зале спортивного сооружения. А с помощью архитектурной акустики (натурных акустических измерений, акустического расчета, трёхмерного моделирования), можно подобрать правильные акустические материалы, скорректировать форму зала и настроить его звучание для любых типов мероприятия.

Акустика спортивно-зрелищных сооружений — это наука и это про процесс создания оптимальных и комфортных условий для нашего слуха. А помогают этому процессу все вышеперечисленные условия. Именно этот «треугольник» — залог того, что зрители не только увидят, но и услышат всё так, как задумано организаторами. Если все условия учтены, мероприятие станет поистине незабываемым, а площадка востребованной и приносящей хорошую прибыль.

Специалисты компании АСК Акустик проведут натурные акустические измерения в вашем помещении, помогут скорректировать акустическую среду в уже функционирующем зале или же дадут свои рекомендации для площадки на этапе проектирования. По всем вопросам обращайтесь к нам по телефону или через форму обратной связи.